Автоматизация приема платежей наличными

Одним из традиционно сложных вопросов для банковской сферы в развивающихся странах является вопрос приема платежей. Это связано с тем, что у подавляющего большинства населения нет текущих банковских счетов, и люди могут рассчитываться исключительно наличными. Компания NCR как мировой лидер в сфере автоматизации банковской розницы постоянно помогает своим клиентам находить индивидуальные решения подобных проблем. Автоматизация приема платежей наличными

Например, руководство Citibank Romania не так давно обратило внимание на сложности с приемом платежей у своих клиентов. В этой стране подавляющее количество расчетов осуществляется наличными средствами, и плательщики регулярно отпрашиваются с работы и выстраиваются в огромные очереди к кассам коммунальных предприятий и других организаций для оплаты своих счетов. Эти очереди не только вызывают недовольство плательщиков, но еще и приводят к повышению расходов банка на обработку счетов и увеличению количества просроченных платежей.

Руководство Citibank нашло возможность создать новый механизм приема платежей в режиме самообслуживания для своих корпоративных клиентов — коммунальных предприятий. Он более дешевый и позволяет повысить количество пунктов приема оплаты независимо от того, есть ли у плательщиков банковские счета, что особенно важно и значимо в условиях растущей конкуренции на демонополизированном рынке коммунальных услуг.

Более того, для Citibank внедрение новой услуги было отличным способом укрепления отношений с корпоративными клиентами, а также создания позитивного имиджа банка у той части населения, которая пока еще не пользуется банковскими услугами. Экономика Румынии развивается рекордными темпами, и увеличение доходов приводит к росту числа клиентов, а значит и впервые открываемых банковских счетов.

В 2001 г. корпорация NCR и ее румынский партнер по внедрению решений и предоставлению услуг, компания Printec, разработали решение для приема платежей в режиме самообслуживания. Это решение соответствовало требованиям банка, и было реализовано на банкоматах NCR с функцией внесения наличных.

В 2003 г. банк начал открывать новые офисы для продвижения розничных услуг на потребительском рынке. Одновременно с этим Citibank Romania расширил сеть пунктов самообслуживания, установив новейшие банкоматы NCR с функцией внесения наличных и программным комплексом NCR APTRA(tm), позволяющим проверять и сортировать внесенные наличные в режиме реального времени и обходиться без специальных конвертов.

Эти банкоматы снабжены устройствами чтения штриховых кодов, применяемыми для считывания параметров платежей с бумажных счетов. Банкомат показывает сведения о количестве и виде принятых банкнот и выдает плательщику чек. Если счет выписан на некруглую сумму, а плательщик внесет больше средств, чем необходимо для оплаты счета, разницу можно зачесть в счет оплаты следующей квитанции.

Это решение было названо «Easy Payment» («Удобные платежи»), и на сегодня в сети Citibank Romania установлено 20 интеллектуальных банкоматов NCR с функцией внесения наличных. Данные банкоматы пользуются большой популярностью у корпоративных клиентов банка, которые отметили позитивные сдвиги в движении денежной наличности после внедрения новой услуги. В некоторых случаях эффективная система приема платежей представляет собой ощутимое конкурентное преимущество.

Сегодня данным решением пользуются 15 коммунальных компаний, и их количество постоянно растет. Новый механизм оплаты счетов в режиме самообслуживания привлек внимание страховых компаний и операторов мобильной связи, которым также приходится иметь дело с ежемесячными платежами. Наконец, новинкой заинтересовались университеты, принимающие плату за обучение от студентов, и местные органы власти, надеющиеся оптимизировать для водителей оплату штрафов за нарушение правил стоянки и превышение максимальной разрешенной скорости движения.

Банк получает комиссию с каждого оплаченного счета, что для организации, в пользу которой осуществляются платежи, в конечном счете обходится значительно дешевле, чем прием платежей через специализированный расчетный центр. Для плательщиков прием платежей осуществляется бесплатно. И хотя банку несколько раз пришлось урегулировать расхождения между заявленными и реально внесенными суммами платежей, в целом новинка пользуется огромной популярностью у плательщиков.

Решение «Easy Payment» полностью окупилось за два-три года.

Ссылка на основную публикацию